Гастрошизис

Лечение гастрошизиса в Центре неонатальной хирургии пороков развития и их реабилитации ГУ “Институт педиатрии, акушерства и гинекологии им. акад. Е.М. Лукьяновой НАМН Украины”, г. Киев, Украина.

У здорового ребенка, передняя брюшная стенка является целостной и не имеет никаких дефектов. Все пищеварительные органы находятся внутри брюшной полости и не выпячиваются наружу. Пупочное кольцо сформировано в центре живота, из него выходит пуповина. Через несколько дней, пуповина отпадает и формируется пупочная ямка.

К сожалению, существуют пороки развития, при которых, внутриутробно, не происходит нормальное формирование брюшной стенки. Это приводит к тому, что органы брюшной полости развиваются за ее пределами.

Одним из таких пороков является гастрошизис.

При гастрошизисе имеет место сквозной дефект передней брюшной стенки, расположенный справа от пуповины, при этом, со стороны дефекта, наблюдается расщепление пупочного кольца.

Через обозначенный дефект, внутриутробно, в околоплодные воды выходит (эвентрируется) кишечник и другие органы брюшной полости.

Из-за того, что кишечник развивается в амниотической жидкости, возникает его воспаление. В первую очередь, это происходит под влиянием агрессивного воздействия на него ферментов мекония (первородного кала) плода.

Хирургическое лечение гастрошизиса заключается в возврате эвентрированных органов назад в брюшную полость и проведении пластики передней брюшной стенки. Операция производится сразу после рождения ребенка. Поэтому, мы проводим лечение этих пациентов в условиях перинатального центра. Гастрошизис у плода должен быть диагностирован во время проведения пренатальных ультразвуковых обследований, когда выявляют наличие конгломерата петель кишечника, который находится вне брюшной полости.

В таком случае, ваш доктор направит Вас на дообследование в отделение Медицины плода ГУ “Институт педиатрии, акушерства и гинекологии им. акад. Е.М. Лукьяновой НАМН Украины”. После подтверждения диагноза, беременную женщину госпитализируют в акушерские клиники нашего Института. Для избегания травмирования эвентрированных петель кишечника, дети с гастрошизисом рождаются путем операции кесарева сечения. Непосредственно в родзале, бригадой реаниматологов и хирургов, оказываются необходимые реанимационные мероприятия, после чего новорожденного переводят в операционную хирургического отделения нашего Института (минуя этап транспортировки между разными лечебными учреждениями).

От чего же зависит результат лечения гастрошизиса?

По данным наших исследований, при условии, что хирургическое лечение производится в условиях перинатального центра (минуя этап транспортировки), основную роль в прогнозе гастрошизиса играют воспалительные изменения кишечной стенки. Степень воспалительного процесса вариабельна, от практически полного его отсутствия до выраженного. Пациенты с выраженными воспалительными изменениями эвентрированных органов находятся в группе риска, среди них наблюдаются самые высокие уровни заболеваемости и летальности.

Результаты наших исследований сходятся с результатами ведущих мировых клиник.

При отсутствии воспалительных изменений, радикальное оперативное лечение гастрошизиса может быть проведено одноэтапно.

Благодаря разработанному в клинике принципу оперативного лечения, нам удается достигать наилучших косметических результатов. Этот принцип получил название RISclosure и может быть использован при всех типах гастрошизиса.

В основу метода RISclosure положен способ периареолярной мастопексии, операции, которая используется для подтяжки груди и уменьшения размера ареол у женщин, при невыраженном птозе молочных желез.

При наличии выраженных воспалительных изменений, развивается отек кишечной стенки. Это приводит к увеличению размеров эвентрированных органов. Отечный кишечник не вмещается в брюшной полости ребенка, это называется висцеро-абдоминальной диспропорцией. В таком случае, на первом этапе проводится постановка силиконового мешка Шустера на 7-14 дней. За это время, отек кишечника значительно уменьшается, и появляется возможность полностью погрузить его в брюшную полость, на второй операции. Вторая операция проводится по принципу RISclosure, что позволяет достичь оптимального косметического результата.

Причины возникновения гастрошизиса до сих пор остаются неизвестны. Так же, на сегодняшний день, не существует внедренных в клинику методик, способных предотвратить развитие воспалительных изменений эвентрированных органов. Поэтому, гастрошизис остается предметом активного изучения среди ученых во всем мире.

Результаты наших исследований широко опубликованы в литературе, а так же регулярно докладываются на конференциях детских хирургов.

При гастрошизисе могут наблюдаются сопутствующие кишечные пороки развития и ишемические осложнения (атрезия кишечника, некроз, перфорация и тд). Эти осложнения значительно отягощают течение послеоперационного периода и могут привести к синдрому короткой кишки, поэтому, каждый пациент является уникальным.

Ми прошли большой путь, для того чтоб лечить наших пациентов в Украине так, как это делается в ведущих мировых клиниках. Свяжитесь с нами, если Вашему ребенку нужна квалифицированная хирургическая помощь.