Омфалоцеле

Лечение омфалоцеле в Центре неонатальной хирургии пороков развития и их реабилитации ГУ “Институт педиатрии, акушерства и гинекологии им. акад. Е.М. Лукьяновой НАМН Украины”, г. Киев, Украина.

У здорового ребенка, передняя брюшная стенка является целостной и не имеет никаких дефектов. Все пищеварительные органы находятся внутри брюшной полости и не выпячиваются наружу. Пупочное кольцо сформировано в центре живота, из него выходит пуповина. Через несколько дней, пуповина отпадает и формируется пупочная ямка.

К сожалению, существуют пороки развития, при которых, внутриутробно, не происходит нормальное формирование брюшной стенки. Это приводит к тому, что органы брюшной полости развиваются за ее пределами.

Одним из таких пороков является омфалоцеле (пуповинная грыжа).

При омфалоцеле пуповина ребенка превращается в грыжевой мешок, в который, через дефект передней брюшной стенки, выходят пищеварительные органы (чаще всего тонкая, толстая кишка и печень).

Не стоит путать омфалоцеле с пупочной грыжей, при которой имеет место широкое пупочное кольцо но отсутствуют патологические изменения самой пуповины (которая отпадает через несколько дней после рождения ребенка).

Хирургическое лечение омфалоцеле заключается в возврате пищеварительных органов назад в брюшную полость, удалении грыжевого мешка (эмбриональных оболочек) и проведении пластики передней брюшной стенки с формированием пупочного канатика. Операция может быть проведена через 1-2 дня после рождения. Поэтому, мы проводим лечение этих пациентов в условиях перинатального центра. Омфалоцеле у плода должно быть диагностировано во время проведения пренатальных ультразвуковых обследований, когда выявляют наличие органов желудочно-кишечного тракта вне брюшной полости, а именно – в пуповинной грыже.

В таком случае, ваш доктор направит Вас на дообследование в отделение Медицины плода ГУ “Институт педиатрии, акушерства и гинекологии им. акад. Е.М. Лукьяновой НАМН Украины”. После подтверждения диагноза, беременную женщину госпитализируют в акушерские клиники нашего Института. Дети с омфалоцеле могут рождаться как физиологически, так и путем операции кесарева сечения. Все зависит от размеров пуповинной грыжи и риска травматизации грыжевого содержимого во время прохождения родовых путей. Непосредственно в родзале проводится первичное обследование ребенка хирургом, после чего новорожденного переводят в хирургическое отделение нашего Института, в условия реанимации (минуя этап транспортировки между разными лечебными учреждениями).

От чего же зависит результат лечения омфалоцеле?

Различают три основные типа омфалоцеле, согласно его размеров:

• малых размеров;
  • средних размеров;
  • больших размеров.

В отличии от гастрошизиса, при омфалоцеле всегда имеет место грыжевой мешок, представленный эмбриональными оболочками. Эти оболочки прикрывают пищеварительные органы, поэтому не развивается их воспаление. Однако, присутствует значительный недостаток тканей передней брюшной стенки (мышц, фасций и кожи) в основе грыжевого мешка.

При омфалоцеле малых размеров, недостаток тканей брюшной стенки практически отсутствует. При средних – он значим, но, при этом, возможно погрузить пищеварительные органы в брюшную полость и провести первичную пластику брюшной стенки (радикальную абдоминопластику).

Именно при омфалоцеле малых и средних размеров, благодаря разработанному в нашей клинике принципу RISclosure, проведенная операция может не оставить и следа от былого порока развития.

В основу метода RIS-closure положен способ периареолярной мастопексии, операции, которая используется для подтяжки груди и уменьшения размера ареол у женщин при невыраженном птозе молочных желез.

Наиболее сложную проблему для хирурга представляет омфалоцеле больших размеров. При этом, наблюдается грыжевой мешок больших размеров который может содержать печень, кишечник и селезенку ребенка. В основе грыжевого мешка лежит широкий дефект брюшной стенки.  В таком случает, после погружения пищеварительных органов в брюшную полость, проводятся этапные пластические операции. Дети с омфалоцеле больших размеров имеют наиболее неблагоприятный прогноз.

Большое значение при омфалоцеле имеет наличие сопутствующих пороков развития. Они наблюдаются в 50 % всех случаев. Сопутствующие пороки могут затрагивать любые органы и системы: сердечно-сосудистую, центральную нервную, мочевыделительную системы и тд. Также, могут наблюдаться генетические пороки развития.

Это приводит к потребности в проведении этапной коррекции  нескольких пороков развития, что увеличивает заболеваемость и летальность этих пациентов.

Учитывая это, большую важность имеет ранняя пренатальная диагностика порока у плода, для своевременного определения кариотипа и наличия тяжелых сопутствующих аномалий.

При омфалоцеле всегда сохранены все структурные элементы передней брюшной стенки, задача хирурга заключается в восстановлении их физиологического взаиморасположения. У основного числа пациентов, возможно достичь прекрасного косметического результата.

Ми прошли большой путь, для того чтоб лечить наших пациентов в Украине так, как это делается в ведущих мировых клиниках. Свяжитесь с нами, если Вашему ребенку нужна квалифицированная хирургическая помощь.